РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

Регламентными работами называются такие работы, которые выполняются на вертолете (двигателе) через опре­деленное время налета или хранения вертолета.

Объемы и сроки выполнения этих работ определяются инструкциями и едиными регламентами конкретных типов вертолетов. На сроки выполнения регламентных работ су­щественное влияние оказывают условия эксплуатации авиатехники (летом из-за повышенного пылеобразования износ трущихся деталей больше, чем зимой, а на пыльном аэродроме больше, чем на травянистом, и т. д.).

К выполнению регламентных работ допускается только тот технический состав, который имеет достаточную теоре­тическую подготовку и необходимые практические навыки, хорошо знает контрольно-измерительную аппаратуру и умеет ею пользоваться. Перед регламентными работами вертолет должен быть осмотрен в объеме послеполетного осмотра и на нем должны быть устранены все дефекты, за исключением тех, которые можно устранить при выполне­нии регламентных работ.

Типовыми регламентными работами на вертолетах явля­ются:

— промывка фильтров, слив конденсата из отстойников топливных и масляных баков и продувка дренажей топлив­ных и масляных систем;

— замена масла в системах двигателя, редукторов, сма­зок в шарнирах втулок и шарнирах управления вертолетом и двигателем;

— проверка надежности крепления агрегатов и дета­лей;

— проверка регулировочных данных двигателя, верто­лета, их агрегатов и восстановление их в соответствии с требованиями инструкций;

— проверка работоспособности отдельных агрегатов и механизмов.

В топливных системах вертолетов устанавливается два типа фильтров: сетчатые и шелковые. Сетчатые фильтры задерживают только механические примеси, а шелковые — механические примеси и воду. В маслосистемах двигателя также устанавливается два типа фильтров: сетчатые и пла­стинчатые. Сетчатые фильтры, как и в топливной системе, задерживают только механические примеси, а пластинча­тые— механические примеси и воду.

Необходимость периодической очистки указанных фильтров объясняется тем, что механические примеси и вода, оседая на фильтрах, уменьшают их пропускную спо­собность, что приводит к нарушению нормального питания двигателя (редукторов) топливом и маслом.

Слив конденсата из отстойников топливных и масляных баков вызван тем, что в них скапливаются вода и механи­ческие примеси.

Продувку дренажей топливных и масляных систем про­изводят для того, чтобы исключить их закупорку. Закупор­ка дренажа топливного бака приводит к прекращению по­дачи топлива, а закупорка дренажа маслобака — к его раз­дуванию.

Периодическая замена масла в системах двигателя, ре­дукторов, смазок в шарнирах втулок и шарнирах управле­ния вертолетом и двигателем производится потому, что они при эксплуатации загрязняются, от действия высоких темпе­ратур окисляются и тем самым теряют смазывающую спо­собность.

Особенно важна замена масла в первые часы эксплуа­тации нового двигателя или вертолета, когда детали еще не

приработались. В первые часы работы двигателя или вер­толета масло вымывает из всех труднодоступных мест си­стем и агрегатов частицы грязи и металла, которые скапли­ваются у фильтров. Чтобы освободиться от этих частиц, масло заменяют, промывают фильтры и маслосистемы. Слив масла из снсте-м производят через фильтрующие эле­менты для того, чтобы уловить примеси и выяснить причи­ны их появления и принадлежность.

Необходимость проверки надежности крепления агрега­тов и деталей на вертолетах объясняется следующим. В от­личие от самолетов на вертолетах агрегаты и детали рабо­тают в условиях повышенных вибраций. В связи с этим за­тяжка резьбовых соединений ослабевает, а упругие про­кладки и опорные поверхности несколько сминаются (де­формируются). Если своевременно не подтянуть гайки, агрегат или деталь получит свободу перемещения, что мо­жет привести к его разрушению или к разрушению крепеж­ных болтов (шпилек).

Регулировочные данные двигателя, вертолета и их агре­гатов проверяются с целью обеспечения нормальной рабо­ты двигателя и нормальной устойчивости и управляемости вертолета. Только при наличии правильной регулировки можно снять максимально возможные характеристики с двигателя и вертолета в целом.

Отдельные агрегаты и механизмы вертолета через опре­деленное время их эксплуатации проверяются на работо­способность. Эта проверка также производится с целью обеспечения в дальнейшей эксплуатации нормальной рабо­ты этих агрегатов (механизмов). К таким агрегатам отно­сятся агрегаты гидросистемы вертолета и др.

Методика проведения перечисленных вьїціе работ по­дробно излагается в технологии регламентных работ для каждого типа вертолета.

Регламентные работы производятся только исправным инструментом. Этот инструмент, а также приспособления и оборудование, необходимые при работах, должны быть размещены у вертолета. Расходные материалы и запасные части также должны находиться недалеко от вертолета.

После демонтажа агрегатов и приборов с двигателя или вертолета открытые отверстия (фланцы, трубопроводы, штуцера) необходимо заглушить специальными заглушка­ми, чистой парафинированной бумагой или полихлорвини- ловой пленкой, чтобы предотвратить попадание в двигатель или системы вертолета грязи и посторонних предметов.

При выполнении монтажных работ нужно соблюдать приведенные ниже требования.

1. Затяжку гаек сопрягаемых деталей производить в определенной последовательности. В первую очередь сле­дует затягивать противоположно расположенные гайки. Как чрезмерно большой, так и недостаточный момент за­тяжки гаек недопустимы, потому что в первом случае про­исходит дополнительное нагружение болтов (шпилек), а во втором — не обеспечивается плотность посадки детали, что также может привести к дополнительному нагруже­нию болтов (шпилек). При отсутствии тарированных клю­чей нужно следить, чтобы прикладываемое к ключу усилие во время затяжки гаек было одинаковым. При неравно­мерной затяжке гаек не исключена возможность обрыва болтов (шпилек) вследствие неравномерного распредете — ния нагрузки.

2. Для контровки гаек необходимо применять проволо­ку или шплинты нужных диаметров. Проволока должна плотно входить в отверстие для контровки. Контровку про­волокой следует производить на завертывание. Проволоку нужно натянуть так, чтобы исключить возможность ее ви­брации.

При контровке шплинтом контровочное отверстие болта (шпильки) с прорезью гайки нужно совмещать только за­вертыванием гайки. Если при этом для затягивания гайки требуется большое усилие, необходимо отвернуть гайку и заменить прокладку. Совмещать отверстия болта (шпиль­ки) с прорезью гайки отворачиванием гайки запре­щается.

При проверке момента затяжки болтовых соединений тарированным ключом необходимо на гайку и деталь на­нести риску карандашом, отвернуть на половину оборота гайку, надеть на нее тарированный ключ и затянуть им гайку до совмещения рисок, проверяя при этом момент затяжки.