РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ
Регламентными работами называются такие работы, которые выполняются на вертолете (двигателе) через определенное время налета или хранения вертолета.
Объемы и сроки выполнения этих работ определяются инструкциями и едиными регламентами конкретных типов вертолетов. На сроки выполнения регламентных работ существенное влияние оказывают условия эксплуатации авиатехники (летом из-за повышенного пылеобразования износ трущихся деталей больше, чем зимой, а на пыльном аэродроме больше, чем на травянистом, и т. д.).
К выполнению регламентных работ допускается только тот технический состав, который имеет достаточную теоретическую подготовку и необходимые практические навыки, хорошо знает контрольно-измерительную аппаратуру и умеет ею пользоваться. Перед регламентными работами вертолет должен быть осмотрен в объеме послеполетного осмотра и на нем должны быть устранены все дефекты, за исключением тех, которые можно устранить при выполнении регламентных работ.
Типовыми регламентными работами на вертолетах являются:
— промывка фильтров, слив конденсата из отстойников топливных и масляных баков и продувка дренажей топливных и масляных систем;
— замена масла в системах двигателя, редукторов, смазок в шарнирах втулок и шарнирах управления вертолетом и двигателем;
— проверка надежности крепления агрегатов и деталей;
— проверка регулировочных данных двигателя, вертолета, их агрегатов и восстановление их в соответствии с требованиями инструкций;
— проверка работоспособности отдельных агрегатов и механизмов.
В топливных системах вертолетов устанавливается два типа фильтров: сетчатые и шелковые. Сетчатые фильтры задерживают только механические примеси, а шелковые — механические примеси и воду. В маслосистемах двигателя также устанавливается два типа фильтров: сетчатые и пластинчатые. Сетчатые фильтры, как и в топливной системе, задерживают только механические примеси, а пластинчатые— механические примеси и воду.
Необходимость периодической очистки указанных фильтров объясняется тем, что механические примеси и вода, оседая на фильтрах, уменьшают их пропускную способность, что приводит к нарушению нормального питания двигателя (редукторов) топливом и маслом.
Слив конденсата из отстойников топливных и масляных баков вызван тем, что в них скапливаются вода и механические примеси.
Продувку дренажей топливных и масляных систем производят для того, чтобы исключить их закупорку. Закупорка дренажа топливного бака приводит к прекращению подачи топлива, а закупорка дренажа маслобака — к его раздуванию.
Периодическая замена масла в системах двигателя, редукторов, смазок в шарнирах втулок и шарнирах управления вертолетом и двигателем производится потому, что они при эксплуатации загрязняются, от действия высоких температур окисляются и тем самым теряют смазывающую способность.
Особенно важна замена масла в первые часы эксплуатации нового двигателя или вертолета, когда детали еще не
приработались. В первые часы работы двигателя или вертолета масло вымывает из всех труднодоступных мест систем и агрегатов частицы грязи и металла, которые скапливаются у фильтров. Чтобы освободиться от этих частиц, масло заменяют, промывают фильтры и маслосистемы. Слив масла из снсте-м производят через фильтрующие элементы для того, чтобы уловить примеси и выяснить причины их появления и принадлежность.
Необходимость проверки надежности крепления агрегатов и деталей на вертолетах объясняется следующим. В отличие от самолетов на вертолетах агрегаты и детали работают в условиях повышенных вибраций. В связи с этим затяжка резьбовых соединений ослабевает, а упругие прокладки и опорные поверхности несколько сминаются (деформируются). Если своевременно не подтянуть гайки, агрегат или деталь получит свободу перемещения, что может привести к его разрушению или к разрушению крепежных болтов (шпилек).
Регулировочные данные двигателя, вертолета и их агрегатов проверяются с целью обеспечения нормальной работы двигателя и нормальной устойчивости и управляемости вертолета. Только при наличии правильной регулировки можно снять максимально возможные характеристики с двигателя и вертолета в целом.
Отдельные агрегаты и механизмы вертолета через определенное время их эксплуатации проверяются на работоспособность. Эта проверка также производится с целью обеспечения в дальнейшей эксплуатации нормальной работы этих агрегатов (механизмов). К таким агрегатам относятся агрегаты гидросистемы вертолета и др.
Методика проведения перечисленных вьїціе работ подробно излагается в технологии регламентных работ для каждого типа вертолета.
Регламентные работы производятся только исправным инструментом. Этот инструмент, а также приспособления и оборудование, необходимые при работах, должны быть размещены у вертолета. Расходные материалы и запасные части также должны находиться недалеко от вертолета.
После демонтажа агрегатов и приборов с двигателя или вертолета открытые отверстия (фланцы, трубопроводы, штуцера) необходимо заглушить специальными заглушками, чистой парафинированной бумагой или полихлорвини- ловой пленкой, чтобы предотвратить попадание в двигатель или системы вертолета грязи и посторонних предметов.
При выполнении монтажных работ нужно соблюдать приведенные ниже требования.
1. Затяжку гаек сопрягаемых деталей производить в определенной последовательности. В первую очередь следует затягивать противоположно расположенные гайки. Как чрезмерно большой, так и недостаточный момент затяжки гаек недопустимы, потому что в первом случае происходит дополнительное нагружение болтов (шпилек), а во втором — не обеспечивается плотность посадки детали, что также может привести к дополнительному нагружению болтов (шпилек). При отсутствии тарированных ключей нужно следить, чтобы прикладываемое к ключу усилие во время затяжки гаек было одинаковым. При неравномерной затяжке гаек не исключена возможность обрыва болтов (шпилек) вследствие неравномерного распредете — ния нагрузки.
2. Для контровки гаек необходимо применять проволоку или шплинты нужных диаметров. Проволока должна плотно входить в отверстие для контровки. Контровку проволокой следует производить на завертывание. Проволоку нужно натянуть так, чтобы исключить возможность ее вибрации.
При контровке шплинтом контровочное отверстие болта (шпильки) с прорезью гайки нужно совмещать только завертыванием гайки. Если при этом для затягивания гайки требуется большое усилие, необходимо отвернуть гайку и заменить прокладку. Совмещать отверстия болта (шпильки) с прорезью гайки отворачиванием гайки запрещается.
При проверке момента затяжки болтовых соединений тарированным ключом необходимо на гайку и деталь нанести риску карандашом, отвернуть на половину оборота гайку, надеть на нее тарированный ключ и затянуть им гайку до совмещения рисок, проверяя при этом момент затяжки.